Всем привет, с Вами как всегда Ольга, возможно Вам будет необходима информация для хранения продуктов и различных вещей и расскажу Вам о Сколько на самом деле стоит шаурма. Может быть какие-то детали могут отличаться, как это было именно с Вами. Внимание, всегда читайте инструкции тех вещей, что покупаете для уборки в доме или химии, которая помогает их хранить. Отвечаю на самые простые вопросы. Пишите свои вопросы/пожелания и секреты в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.
Шаурма стала символом экономической стабильности в этом году. Это блюдо выросло в цене меньше всех остальных в России всего на рубль. Так может, это потому что наценка была огромная и изготовители в ней просто немного подвинулись? Какова же себестоимость шаурмы?
Больше всего за шаурму просят на Дальнем Востоке. На Сахалине она стоит в среднем 236 рублей. Но какова же реальная себестоимость мяса с овощами? От какой цены отталкиваться при условии, что все ингредиенты свежие?
Начинать подсчеты нужно с лаваша. Если покупать его в супермаркете, то он обойдется в треть всей стоимости шаурмы. Один лист лаваша в магазине стоит примерно 47 рублей. Но все шаурмены закупаются оптом по несколько сотен штук. Тогда цена значительно ниже. Оптовая цена лаваша 4 рубля. Цветные на 2 рубля дороже. Самый дорогой и самый модный черный лаваш с активированным углем стоит 7 рублей за штуку.
А сколько стоит начинка? Продавцы шаурмы используют уже готовое мясо с вертела. Вертикальный вертел это главное, что отличает шаурму от шашлыка. Хотя во многих странах и то, и другое называют одинаково «кебаб». А вертящийся вертикальный вертел . Средний вес шаурмы 350 граммов. Из них на лаваш приходится 60, на соус 25, 110 граммов на овощи. Самое тяжелое в честной шаурме конечно же, мясо, которое тянет на половину массы всего блюда, его должно быть около 150 граммов.
Перед тем как усадить на вертел, курицу очищают от костей и требухи, маринуют в специях, а во время готовки она еще и ужаривается, уменьшаясь почти на треть. Но даже с такими потерями кило стоит не дороже 155 рублей. А хватает этого на семь порций шаурмы. Значит, 140 граммов начинки стоят чуть больше 20 рублей.
Далее идут овощи. И вот их себестоимость определить сложнее всего. Зимой они привозные, летом отечественные, купленные оптом на юге или в Поволжье, где овощи стоят на четверть дешевле. Но если лук, капуста и огурцы переносят транспортировку спокойно, то помидоры часто доезжают до места разбитыми. В итоге цена 100 с лишним граммов овощей немногим более 3,5 руб.
Проще всего оказалось посчитать соус. Делается он из смеси майонеза с томатной пастой или самым дешевым кетчупом. А учитывая, что соуса нужно 25 граммов, от себестоимости шаурмы он откусывает почти 15 рублей.
В итоге точная сырьевая себестоимость шаурмы 43,02 рубля, это в три раза дешевле средних цен в палатках. К этому ценнику, конечно, должны прибавиться и другие издержки на зарплату сотрудникам, уборку, бытовую химию, воду, электричество, аренду торговой площади. То есть верхний предел может быть разным совершенно оправданно. А вот шаурма, которая дешевле 100 рублей, должна вызывать опасение, ведь накрутки в 100% не хватает на поддержание такого бизнеса, и значит, себестоимость культового блюда снизили за счет добавки несвежего мяса и овощей.
Проще всего оказалось посчитать соус. Делается он из смеси майонеза с томатной пастой или самым дешевым кетчупом. А учитывая, что соуса нужно 25 граммов, от себестоимости шаурмы он откусывает почти 15 рублей.
Закон есть закон
Ко всем предприятиям общественного питания законом предъявляются одинаковые требования. При этом не важно: стационарные ли это предприятия (которые предлагают широкий ассортимент блюд и достаточно высокий уровень сервиса), или нестационарные объекты, реализующие всего два-три вида продукции. Требования законодательства для всех едины!
В первую очередь — это Закон РФ «О защите прав потребителей», который указывает, что потребитель обладает правом получить абсолютно безопасный товар или услугу, которые не должны нести вреда здоровью, имуществу потребителя или окружающей среде.
Потребитель имеет право на получение подробной, полной и достоверной информации о товаре или услуге, знать данные о содержании или составе продукта и производителе товара. Производитель или исполнитель услуги, в случае если речь идет о предприятиях питания, не может скрывать такую информацию.
Хранение продукции в предприятиях быстрого обслуживания
Очень серьезной проблемой, особенно в летний период, является хранение как продуктов, так и готовых блюд, реализуемых в предприятиях быстрого обслуживания.
Помните, даже предприятия быстрого питания должны быть оснащены оборудованием, необходимым для безопасного обслуживания посетителей. В том числе это относится и к холодильному оборудованию.
Также, если продукция поступила на предприятиях быстрого обслуживания в готовом виде, то она должна быть промаркирована. В маркировке должны быть указаны не только дата, но и время выработки! Это требование является обязательным для скоропортящейся и особоскоропортящейся продукции, поскольку она имеет очень ограниченный срок хранения.
Рассмотрим для примера гамбургер, сэндвич или пиццу. Согласно СанПин 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» при температуре +2 – +4°С в холодильнике они будут храниться всего 24 часа.
Если же такую продукцию уже разогрели, то при повышении температуры до +60 – +65 °С увеличивается риск размножения микроорганизмов и данная продукция должна быть реализована в течение очень короткого времени: 5-15 минут.
То есть получается, что вся такая продукция должна разогреваться непосредственно после заказа, по требованию потребителя. Если же кулинарную продукцию хранят в разогретом виде, это не только ухудшает ее потребительские свойства (например, сыр подсыхает, а хлеб размокает), но и активизирует развитие микроорганизмов.
Главный вопрос: насколько такая продукция безопасна?
В теории все документы, которые подтверждают безопасность и качество реализуемой продукции, должны присутствовать в предприятиях быстрого обслуживания в обязательном порядке.
Даже если это нестационарный объект (палатка или передвижной киоск), который предлагает совсем небольшой ассортимент блюд!
Какие документы подтверждают безопасность:
- Для продукции, произведенной промышленным способом, таким документом является сертификат или декларация о соответствии. На предприятии питания должны быть технологические документы: например, технологическая инструкции, согласно которой проводится тепловая обработка данной продукции. Технологическая инструкция является неотъемлемым документом к техническим условиям, в соответствие с которыми была произведена данная продукция.
- Сырье, из которого предприятие быстрого обслуживания готовит свои блюда, также должно иметь документы, подтверждающие безопасность. И если сертификат или декларация могут иметься не на всякое сырье, то в любом случае на точке должна быть товарно-транспортная накладная, которая подтверждает происхождение сырья.
- Если предприятие быстрого обслуживания самостоятельно производит продукцию, то обязательно должны быть технологические карты, в которых указан состав, рецептура и технология приготовления и оформления блюда.
- Документы, подтверждающие законность производства и его безопасность, должны в обязательном порядке присутствовать на любом предприятии общественного питания. Потребитель имеет право ознакомиться с ними.
Если продавец отказывается показать вам данные документы – задумайтесь, насколько безопасно пользователь услугами такого предприятия общественного питания!
Дело о шаурме
Лично я поддерживаю закрытие всевозможных палаток и лотков, торгующих шаурмой. И хотя они до сих пор работают в некоторых регионах – их нужно опасаться, и, по возможности, избегать покупок в такого рода местах. Вот почему.
В самом мясе для шаурмы, которое сначала замариновали, а потом обжарили при высокой температуре, скорее всего, нет ничего плохого. Но серьезную опасность представляет заранее нарезанный салат, который чаще всего добавляют в качестве начинки для шаурмы.
Неизвестно, сколько и при каких условиях он хранится, причем без холодильника. Конечно же, в таком салате будут развиваться микроорганизмы!
В СанПиН СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания» четко указано: салаты, винегреты, другие холодные блюда и напитки должны выставляться в порционированном виде в охлаждаемый прилавок-витрину и реализовываться в течение одного часа. А лучше, если салаты готовятся и заправляются по мере спроса.
Но видим ли мы такое на самом деле в точках, торгующих шаурмой? Чаще всего нет! А так как потребитель не может самостоятельно определить, когда был нарезан салат: 15 минут или 2 часа назад, то лучше воздержаться от таких покупок вообще.
Отличительной особенностью предприятий быстрого обслуживания является то, что они реализуют узкий ассортимент продукции несложного изготовления (зачастую из одного – двух видов сырья), приготовленных из различных полуфабрикатов высокой степени готовности, и имеют скромный перечень оказываемых услуг.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
ОКП 91 1900
Генеральный директор ООО «ХХХ»
Шаурма с курицей
Технические условия
ТУ 91 19 -0 04 — ХХХХХХХХ -2015
Дата введения в действие «___»________2015 г.
Без ограничения срока действия
РАЗРАБОТАНО
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
Область применения | 3 | |
1 | Требования к качеству и безопасности | 5 |
2 | Маркировка | 11 |
3 | Упаковка | 13 |
4 | Правила приёмки | 15 |
5 | Методы контроля | 16 |
6 | Правила транспортирования и хранения | 18 |
Приложение А Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в ТУ | 19 | |
Приложение Б Энергетическая ценность изделий в 100 г. продукта | 24 | |
Лист регистрации изменений | 25 |
Область применения
Настоящие технические условия распространяются на пироги, пирожки, пиццу и шаурму (далее — «изделия»), предназначенные для реализации через сеть розничной торговли и общественного питания, а также непосредственно потребителю по его предварительному заказу, и устанавливают требования к качеству продукции, обеспечивающие её безопасность для жизни, здоровья населения, и могут быть использованы при декларировании вышеуказанной продукции.
Изделия выпускают замороженные и готовые к употреблению.
Продукция, в зависимости от вида изделия и применяемого фарша, вырабатывается следующих наименований:
— «с ветчиной и грибами MAXI »;
Пирожки открытые из пресного песочного теста:
— киш вегетарианский овощной;
Пример обозначения продукции при её заказе и (или) в других документах: « Пита с говядиной » ТУ 9119-004-ХХХХХХХХ-2015 или «Пицца «Карбонара MAXI » ТУ 9119-004-ХХХХХХХХ-2015.
Перечень документов, на которые даны ссылки в настоящих технических условиях, приведен в Приложении А.
Настоящие ТУ являются собственностью ООО «ХХХ» и не могут быть частично или полностью скопированы, тиражированы или использованы без разрешения владельца.
1.Требования к качеству и безопасности.
1.1. Изделия должны соответствовать требованиям настоящих технических условий и производиться с соблюдением ТР ТС 005/2011, ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 029/2012, ТР ТС 034/2013, СанПиН 2.3.2.1078, а также других санитарных норм и правил, утверждённых в установленном порядке, по рецептурам (технологическим картам) и технологической инструкции, утвержденным в установленном порядке.
1.1.2. По органолептическим показателям изделия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Наименование
Соответствует изделию данного наименования:
Киш — открытый пирог с основой из песочного теста и начинкой
Пицца — открытой пирог на тестовом полуфабрикате, покрытой с разнообразными начинками и расплавленным сыром
Шаурма – закрытый пирожок, приготовленный из тестового полуфабриката. Начинка либо положена внутрь тестового полуфабриката, либо завернута в него
Овощи и фрукты равномерно нарезаны в виде кубиков, брусочков или кружочков.
Морепродукты, мясо, курица, грибы, бекон нарезаны кубиками или кусочками разнообразной формы
Консистенция: изделия полностью доведены до готовности, мягкие, сочные.
Овощей – плотная, но не жесткая; рыбы – сочная, нежная; морепродуктов – упругая, плотная, мяса и куры – не жесткое, сочное
1.2. По физико-химическим показателям изделия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Наименование показателя | Величина показателя |
1 | 2 |
Массовая доля влаги, %, не более | 60,0 |
Массовая доля поваренной соли, %, не более | 8,0 |
Массовая доля фарша к массе продукта,%, не менее | 40,0 |
Массовая доля жира, %, не более: | 60,0 |
Кислотность, 0 Т, не более | 200 |
Наименование показателя | Величина показателя, мг/кг, не более |
Наименование показателя | Норма |